Библиотеки классов | Содержание | Привязка (Binding) |
В C# есть несколько технологий для созданий оконных приложений:
-
Windows Forms - разработка "классических" приложений Windows (а-ля XP), считается устаревшей
Windows Forms — интерфейс программирования приложений (API), отвечающий за графический интерфейс пользователя и являющийся частью Microsoft .NET Framework. Данный интерфейс упрощает доступ к элементам интерфейса Microsoft Windows за счет создания обёртки для существующего Win32 API в управляемом коде. Причём управляемый код — классы, реализующие API для Windows Forms, не зависят от языка разработки.
-
WPF (Window Presentation Foundation) - основной фреймворк, на котором мы дальше и будем работать
-
UWP (Universal Windows Platform) - вроде как "последний писк", рассчитанный на разработку универсальных приложений под Windows Phone, Windows 8 и.т.д
Если при создании традиционных приложений на основе WinForms за отрисовку элементов управления и графики отвечали такие части ОС Windows, как User32 и GDI+, то приложения WPF основаны на DirectX. В этом состоит ключевая особенность рендеринга графики в WPF: используя WPF, значительная часть работы по отрисовке графики, как простейших кнопочек, так и сложных 3D-моделей, ложиться на графический процессор на видеокарте, что также позволяет воспользоваться аппаратным ускорением графики.
Одной из важных особенностей является использование языка декларативной разметки интерфейса XAML, основанного на XML: вы можете создавать насыщенный графический интерфейс, используя или декларативное объявление интерфейса, или код на управляемых языках C# и VB.NET, либо совмещать и то, и другое.
Что вам, как разработчику, предлагает WPF?
-
Использование традиционных языков .NET-платформы - C# и VB.NET для создания логики приложения
-
Возможность декларативного определения графического интерфейса с помощью специального языка разметки XAML, основанном на xml и представляющем альтернативу программному созданию графики и элементов управления, а также возможность комбинировать XAML и C#/VB.NET
-
Независимость от разрешения экрана: поскольку в WPF все элементы измеряются в независимых от устройства единицах, приложения на WPF легко масштабируются под разные экраны с разным разрешением.
-
Новые возможности, которых сложно было достичь в WinForms, например, создание трехмерных моделей, привязка данных, использование таких элементов, как стили, шаблоны, темы и др.
-
Хорошее взаимодействие с WinForms, благодаря чему, например, в приложениях WPF можно использовать традиционные элементы управления из WinForms.
-
Богатые возможности по созданию различных приложений: это и мультимедиа, и двухмерная и трехмерная графика, и богатый набор встроенных элементов управления, а также возможность самим создавать новые элементы, создание анимаций, привязка данных, стили, шаблоны, темы и многое другое
-
Аппаратное ускорение графики - вне зависимости от того, работаете ли вы с 2D или 3D, графикой или текстом, все компоненты приложения транслируются в объекты, понятные Direct3D, и затем визуализируются с помощью процессора на видеокарте, что повышает производительность, делает графику более плавной.
Запустите Microsoft Visual Studio (MVS) и создайте новое приложение:
Тип приложения: WPF (.NET Framework)
При создании задаете Имя проекта и, если нужно, Расположение. Остальные параметры оставляем по-умолчанию.
Название проекта должно отражать предметную область или название компании (за это есть отдельные баллы на WorldSkills-е и демо-экзамене)
По-умолчанию IDE Visual Studio разбито на 3 части:
- слева панель элементов - список визуальных элементов (кнопки, токстовые поля и т.п.)
- в центре основное окно, предназначенное для редактирования исходного кода. При отображении файлов XAML (читается как "замл") разбито на две части: визуальное отображение и текст разметки
- справа Обозреватель решений и структура проекта: Properties (Свойства); Ссылки (Зависимости); App.config - настройки проекта; App.xaml - разметка проекта и MainWindow.xaml - разметка окна.
Если каких-то панелей нет на экране, то можно их найти в меню Вид.
Основные типы файлов проекта:
- .XAML eXtended Application Markup Languale - язык разметки, очень похож на XML. В таких файлах хранится описание внешнего вида окна.
- .cs - файлы с исходным кодом на C# для окна.
В структуре проекта WPF следует выделить следующие моменты. Во-первых, в проекте имеется файл App.xaml
и связанный с ним файл кода App.xaml.cs
- это глобальные файлы для всего приложения, позже мы о них поговорим подробнее. А пока только следует знать, что App.xaml
задает файл окна программы, которое будет открываться при запуске приложения. Если вы откроете этот файл, то можете найти в нем строку StartupUri="MainWindow.xaml"
- то есть в данном случае, когда мы запустим приложение, будет создаваться интерфейс из файла MainWindow.xaml
.
Далее в структуре определены файл разметки MainWindow.xaml
и файл связанного кода MainWindow.xaml.cs
. Файл MainWindow.xaml
и представляет определение окна приложение, которое мы увидим при запуске.
XAML (eXtensible Application Markup Language) - язык разметки, используемый для инициализации объектов в технологиях на платформе .NET. Применительно к WPF данный язык используется прежде всего для создания пользовательского интерфейса декларативным путем, наподобие HTML в веб-программировании.
XAML - не является обязательной частью приложения, мы вобще можем обходиться без него, создавая все элементы в файле связанного с ним кода на языке C#. Однако использование XAML все-таки несет некоторые преимущества:
-
Возможность отделить графический интерфейс от логики приложения, благодаря чему над разными частями приложения могут относительно автономно работать разные специалисты: над интерфейсом - дизайнеры, над кодом логики - программисты.
-
Компактность, понятность, код на XAML относительно легко поддерживать.
При компиляции приложения в Visual Studio код в xaml-файлах также компилируется в бинарное представление кода xaml, которое называется BAML (Binary Application Markup Language). И затем код baml встраивается в финальную сборку приложения - exe или dll-файл.
При создании нового проекта WPF он уже содержит файлы с кодом xaml. Так, создаваемый по умолчанию в проекте файл MainWindow.xaml
будет иметь следующую разметку:
<Window x:Class="XamlApp.MainWindow"
xmlns="http://schemas.microsoft.com/winfx/2006/xaml/presentation"
xmlns:x="http://schemas.microsoft.com/winfx/2006/xaml"
xmlns:d="http://schemas.microsoft.com/expression/blend/2008"
xmlns:mc="http://schemas.openxmlformats.org/markup-compatibility/2006"
xmlns:local="clr-namespace:XamlApp"
mc:Ignorable="d"
Title="MainWindow" Height="350" Width="525">
<Grid>
</Grid>
</Window>
Если вы совершенно не знакомы с xaml и с xml, то даже этот небольшой минимальный код окна может вызывать затруднения.
Подобно структуре веб-страничке на html, здесь есть некоторая иерархия элементов. Элементов верхнего уровня является Window, который представляет собой окно приложения. При создании других окон в приложении нам придется всегда начинать объявление интерфейса с элемента Window, поскольку это элемент самого верхнего уровня.
Кроме Window существует еще два элемента верхнего уровня:
- Page
- Application
Элемент Window имеет вложенный пустой элемент Grid, а также подобно html-элементам ряд атрибутов (Title, Width, Height) - они задают заголовок, ширину и высоту окна соответственно.
При создании кода на языке C#, чтобы нам были доступны определенные классы, мы подключаем пространства имен с помощью директивы using, например, using System.Windows;
.
Чтобы задействовать элементы в XAML, мы также подключаем пространства имен. Вторая и третья строчки как раз и представляют собой пространства имен, подключаемые в проект по умолчанию. А атрибут xmlns представляет специальный атрибут для определения пространства имен в XML.
Так, пространство имен http://schemas.microsoft.com/winfx/2006/xaml/presentation содержит описание и определение большинства элементов управления. Так как является пространством имен по умолчанию, то объявляется без всяких префиксов.
http://schemas.microsoft.com/winfx/2006/xaml - это пространство имен, которое определяет некоторые свойства XAML, например свойство Name или Key. Используемый префикс x в определении xmlns:x означает, что те свойства элементов, которые заключены в этом пространстве имен, будут использоваться с префиксом x - x:Name или x:Key. Это же пространство имен используется уже в первой строчке x:Class="XamlApp.MainWindow" - здесь создается новый класс MainWindow и соответствующий ему файл кода, куда будет прописываться логика для данного окна приложения.
Это два основных пространства имен. Рассмотрим остальные:
xmlns:d="http://schemas.microsoft.com/expression/blend/2008": предоставляет поддержку атрибутов в режиме дизайнера. Это пространство имен преимущественно предназначено для другого инструмента по созданию дизайна на XAML - Microsoft Expression Blend
xmlns:mc="http://schemas.openxmlformats.org/markup-compatibility/2006": обеспечивает режим совместимости разметок XAML. В определении объекта Window двумя строчками ниже можно найти его применение:
xmlns:local="clr-namespace:XamlApp": пространство имен текущего проекта. Так как в нашем случае проект называется XamlApp, то простраство имен называется аналогично. И через префикс local я смогу получить в XAML различные объекты, которые я определил в проекте.
Важно понимать, что эти пространства имен не эквивалентны тем пространствам имен, которые подключаются при помощи директивы using в c#.
XAML предлагает очень простую и ясную схему определения различных элементов и их свойств. Каждый элемент, как и любой элемент XML, должен иметь открытый и закрытый тег, как в случае с элементом Window:
<Window></Window>
Либо элемент может иметь сокращенню форму с закрывающим слешем в конце, наподобие:
<Window />
Но в отличие от элементов xml каждый элемент в XAML соответствует определенному классу C#. Например, элемент Button соответствует классу System.Windows.Controls.Button. А свойства этого класса соответствуют атрибутам элемента Button.
Например, добавим кнопку в создаваемую по умолчанию разметку окна:
<Window x:Class="XamlApp.MainWindow"
xmlns="http://schemas.microsoft.com/winfx/2006/xaml/presentation"
xmlns:x="http://schemas.microsoft.com/winfx/2006/xaml"
xmlns:d="http://schemas.microsoft.com/expression/blend/2008"
xmlns:mc="http://schemas.openxmlformats.org/markup-compatibility/2006"
xmlns:local="clr-namespace:XamlApp"
mc:Ignorable="d"
Title="MainWindow" Height="350" Width="525">
<Grid x:Name="grid1">
<Button x:Name="button1" Width="100" Height="30" Content="Кнопка" />
</Grid>
</Window>
Сначала идет элемент самого высшего уровня - Window, затем идет вложенный элемент Grid - контейнер для других элементов, и в нем уже определен элемент Button, представляющий кнопку.
Для кнопки мы можем определить свойства в виде атрибутов. Здесь определены атрибуты x:Name (имя кнопки), Width, Height и Content. Причем, атрибут x:Name берется в данном случае из пространства имен "http://schemas.microsoft.com/winfx/2006/xaml", которое сопоставляется с префиксом x. А остальные атрибуты не используют префиксы, поэтому берутся из основного пространства имен "http://schemas.microsoft.com/winfx/2006/xaml/presentation".
Подобным образом мы можем определить и другие атрибуты, которые нам нужны. Либо мы в общем можем не определять атрибуты, и тогда они будут использовать значения по умолчанию.
Определив разметку xaml, мы можем запустить проект, и нам отобразится графически весь код xaml - то есть наша кнопка.
При определении интерфейса в XAML мы можем столкнуться с некоторыми ограничениями. В частости, мы не можем использовать специальные символы, такие как знак амперсанда &, кавычки " и угловые скобки < и >. Например, мы хотим, чтобы текст кнопки был следующим: <"Hello">
. У кнопки есть свойство Content, которое задает содержимое кнопки. И можно предположить, что нам надо написать так:
<Button Content="<"Hello">" />
Но такой вариант ошибочен и даже не скомпилирутся. В этом случае нам надо использовать специальные коды символов:
Символ | Код |
---|---|
< |
< |
> |
> |
& | & |
" | " |
Например:
<Button Content="<"Hello">" />
Еще одна проблема, с которой мы можем столкнуться в XAML - добавление пробелов. Возьмем, к примеру, следующее определение кнопки:
<Button>
Hello World
</Button>
Здесь свойство Content задается неявно в виде содержимого между тегами <Button>....</Button>
. Но несмотря на то, что у нас несколько пробелов между словами "Hello" и "World", XAML по умолчанию будет убирать все эти пробелы. И чтобы сохранить пробелы, нам надо использовать атрибут xml:space="preserve"
:
<Button xml:space="preserve">
Hello World
</Button>
При создании нового проекта WPF в дополнение к создаваемому файлу MainWindow.xaml
создается также файл отделенного кода MainWindow.xaml.cs
, где, как предполагается, должна находится логика приложения связанная с разметкой из MainWindow.xaml
. Файлы XAML позволяют нам определить интерфейс окна, но для создания логики приложения, например, для определения обработчиков событий элементов управления, нам все равно придется воспользоваться кодом C#.
По умолчанию в разметке окна используется атрибут x:Class
:
<Window x:Class="XamlApp.MainWindow"
.......
Атрибут x:Class
указывает на класс, который будет представлять данное окно и в который будет компилироваться код в XAML при компиляции. То есть во время компиляции будет генерироваться класс XamlApp.MainWindow, унаследованный от класса System.Windows.Window.
Кроме того в файле отделенного кода MainWindow.xaml.cs
, который Visual Studio создает автоматически, мы также можем найти класс с тем же именем - в данном случае класс XamlApp.MainWindow. По умолчанию он имеет некоторый код:
namespace XamlApp
{
public partial class MainWindow : Window
{
public MainWindow()
{
InitializeComponent();
}
}
}
По сути пустой класс, но этот класс уже выполняет некоторую работу. Во время компиляции этот класс объединяется с классом, сгенерированном из кода XAML. Чтобы такое слияние классов во время компиляции произошло, класс XamlApp.MainWindow определяется как частичный с модификатором partial. А через метод InitializeComponent() класс MainWindow вызывает скомпилированный ранее код XAML, разбирает его и по нему строит графический интерфейс окна.
В приложении часто требуется обратиться к какому-нибудь элементу управления. Для этого надо установить у элемента в XAML свойство Name.
Еще одной точкой взаимодействия между xaml и C# являются события. С помощью атрибутов в XAML мы можем задать события, которые будут связанны с обработчиками в коде C#.
Итак, создадим новый проект WPF, который назовем XamlApp. В разметке главного окна определим два элемента: кнопку и текстовое поле.
<Grid x:Name="grid1">
<TextBox
x:Name="textBox1"
Width="150"
Height="30"
VerticalAlignment="Top"
Margin="20" />
<Button
x:Name="button1"
Width="100"
Height="30"
Content="Кнопка"
Click="Button_Click" />
</Grid>
И изменим файл отделенного кода, добавив в него обработчик нажатия кнопки:
namespace XamlApp
{
public partial class MainWindow : Window
{
public MainWindow()
{
InitializeComponent();
}
private void Button_Click(object sender, RoutedEventArgs e)
{
string text = textBox1.Text;
if (text != "")
{
MessageBox.Show(text);
}
}
}
}
Определив имена элементов в XAML, затем мы можем к ним обращаться в коде c#: string text = textBox1.Text
.
В обработчике нажатия кнопки просто выводится сообщение , введенное в текстовое поле. После определения обработчика мы его можем связать с событием нажатия кнопки в xaml через атрибут Click: Click="Button_Click"
. В результате после нажатия на кнопку мы увидим в окне введенное в текстовое поле сообщение.
По умолчанию в WPF в XAML подключается предустановленный набор пространств имен xml. Но мы можем задействовать любые другие пространства имен и их функциональность в том числе и стандартные пространства имен платформы .NET, например, System или System.Collections. Например, по умолчанию в определении элемента Window подключается локальное пространство имен:
xmlns:local="clr-namespace:XamlApp"
Локальное пространство имен, как правило, называется по имени проекта (в моем случае проект называется XamlApp) и позволяет подключить все классы, которые определены в коде C# в нашем проекте. Например, добавим в проект следующий класс:
public class Phone
{
public string Name { get; set; }
public int Price { get; set; }
public override string ToString()
{
return $"Смартфон {this.Name}; цена: {this.Price}";
}
}
Используем этот класс в коде xaml:
<Grid x:Name="layoutGrid">
<Button x:Name="phoneButton" Width="250" Height="40" HorizontalAlignment="Center">
<Button.Content>
<local:Phone Name="Lumia 950" Price="700" />
</Button.Content>
</Button>
</Grid>
Так как пространство имен проекта проецируется на префикс local, то все классы проекта используются в форме local:Название_Класса
. Так в данном случае объект Phone устанавливается в качестве содержимого кнопки через свойство Content. Для сложных объектов это свойство принимает их строковое представление, которое возвращается методом ToString().
Мы можем подключить любые другие пространства имен, классы которых мы хотим использовать в приложении. Например:
<Window x:Class="XamlApp.MainWindow"
xmlns="http://schemas.microsoft.com/winfx/2006/xaml/presentation"
xmlns:x="http://schemas.microsoft.com/winfx/2006/xaml"
xmlns:d="http://schemas.microsoft.com/expression/blend/2008"
xmlns:mc="http://schemas.openxmlformats.org/markup-compatibility/2006"
xmlns:local="clr-namespace:XamlApp"
xmlns:col="clr-namespace:System.Collections;assembly=mscorlib"
xmlns:sys="clr-namespace:System;assembly=mscorlib"
^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^
mc:Ignorable="d"
Title="MainWindow" Height="350" Width="525">
<Window.Resources>
<col:ArrayList x:Key="days">
<sys:String>Понедельник</sys:String>
<sys:String>Вторник</sys:String>
<sys:String>Среда</sys:String>
<sys:String>Четверг</sys:String>
<sys:String>Пятница</sys:String>
<sys:String>Суббота</sys:String>
<sys:String>Воскресенье</sys:String>
</col:ArrayList>
</Window.Resources>
<Grid>
</Grid>
</Window>
Здесь определены два дополнительных пространства имен:
xmlns:col="clr-namespace:System.Collections;assembly=mscorlib"
xmlns:sys="clr-namespace:System;assembly=mscorlib"
Благодаря этому нам становятся доступными объекты из пространств имен System.Collections и System. И затем используя префикс, мы можем использовать объекты, входящие в данные пространства имен: <col:ArrayList....
Общий синтаксис подключения пространств имен следующий: xmlns:Префикс="clr-namespace:Пространство_имен;assembly=имя_сборки"
. Так в предыдущем случае мы подключили пространство имен System.Collections, классы которого находятся в сборке mscorlib. И данное подключенное пространство имен у нас отображено на префикс col.
Чтобы перейти уже непосредственно к созданию красивых интерфейсов и их компонентов, сначала необходимо познакомиться с компоновкой. Компоновка (layout) представляет собой процесс размещения элементов внутри контейнера. Возможно, вы обращали внимание, что одни программы и веб-сайты на разных экранах с разным разрешением выглядят по-разному: где-то лучше, где-то хуже. В большинстве своем такие программы используют жестко закодированные в коде размеры элементов управления. WPF уходит от такого подхода в пользу так называемого "резинового дизайна", где весь процесс позиционирования элементов осуществляется с помощью компоновки.
Благодаря компоновке мы можем удобным нам образом настроить элементы интерфейса, позиционировать их определенным образом. Например, элементы компоновки в WPF позволяют при ресайзе - сжатии или растяжении масштабировать элементы, что очень удобно, а визуально не создает всяких шероховатостей типа незаполненных пустот на форме.
В WPF компоновка осуществляется при помощи специальных контейнеров. Фреймворк предоставляет нам следующие контейнеры: Grid, UniformGrid, StackPanel, WrapPanel, DockPanel и Canvas.
Различные контейнеры могут содержать внутри себя другие контейнеры. Кроме данных контейнеров существует еще ряд элементов, такие как TabPanel, которые могут включать другие элементы и даже контейнеры компоновки, однако на саму компоновку не столь влияют в отличие от выше перечисленных. Кроме того, если нам не хватает стандартных контейнеров, мы можем определить свои с нужной нам функциональностью.
Контейнеры компоновки позволяют эффективно распределить доступное пространство между элементами, найти для него наиболее предпочтительные размеры.
В WPF при компоновке и расположении элементов внутри окна нам надо придерживаться следующих принципов:
-
Нежелательно указывать явные размеры элементов (за исключеним минимальных и максимальных размеров). Размеры должны определяться контейнерами.
-
Нежелательно указывать явные позицию и координаты элементов внутри окна. Позиционирование элементов всецело должно быть прерогативой контейнеров. И контейнер сам должен определять, как элемент будет располагаться. Если нам надо создать сложную систему компоновки, то мы можем вкладывать один контейнер в другой, чтобы добиться максимально удобного расположения элементов управления.
Это наиболее мощный и часто используемый контейнер, напоминающий обычную таблицу. Он содержит столбцы и/или строки, количество которых задает разработчик. Для определения строк используется свойство RowDefinitions, а для определения столбцов - свойство ColumnDefinitions:
<Grid>
<Grid.RowDefinitions>
<RowDefinition></RowDefinition>
<RowDefinition></RowDefinition>
<RowDefinition></RowDefinition>
</Grid.RowDefinitions>
<Grid.ColumnDefinitions>
<ColumnDefinition></ColumnDefinition>
<ColumnDefinition></ColumnDefinition>
<ColumnDefinition></ColumnDefinition>
</Grid.ColumnDefinitions>
</Grid>
Можно писть это в разметке, но можно просто кликнуть мышкой по границе Grid-а:
Каждая строка задается с помощью вложенного элемента RowDefinition, который имеет открывающий и закрывающий тег. При этом задавать дополнительную информацию необязательно. То есть в данном случае у нас определено в гриде 3 строки.
Каждая столбец задается с помощью вложенного элемента ColumnDefinition. Таким образом, здесь мы определили 3 столбца. ТО есть в итоге у нас получится таблица 3х3.
Чтобы задать позицию элемента управления с привязкой к определенной ячейке Grid-а, в разметке элемента нужно прописать значения свойств Grid.Column и Grid.Row, тем самым указывая, в каком столбце и строке будет находиться элемент. Кроме того, если мы хотим растянуть элемент управления на несколько строк или столбцов, то можно указать свойства Grid.ColumnSpan и Grid.RowSpan, как в следующем примере:
<Window x:Class="LayoutApp.MainWindow"
xmlns="http://schemas.microsoft.com/winfx/2006/xaml/presentation"
xmlns:x="http://schemas.microsoft.com/winfx/2006/xaml"
xmlns:d="http://schemas.microsoft.com/expression/blend/2008"
xmlns:mc="http://schemas.openxmlformats.org/markup-compatibility/2006"
xmlns:local="clr-namespace:LayoutApp"
mc:Ignorable="d"
Title="Grid" Height="250" Width="350">
<Grid ShowGridLines="True">
<Grid.RowDefinitions>
<RowDefinition></RowDefinition>
<RowDefinition></RowDefinition>
<RowDefinition></RowDefinition>
</Grid.RowDefinitions>
<Grid.ColumnDefinitions>
<ColumnDefinition></ColumnDefinition>
<ColumnDefinition></ColumnDefinition>
<ColumnDefinition></ColumnDefinition>
</Grid.ColumnDefinitions>
<Button
Grid.Column="0"
Grid.Row="0"
Content="Строка 0 Столбец 0" />
<Button
Grid.Column="0"
Grid.Row="1"
Content="Объединение трех столбцов"
Grid.ColumnSpan="3" />
<Button
Grid.Column="2"
Grid.Row="2"
Content="Строка 2 Столбец 2" />
</Grid>
</Window>
Атрибут ShowGridLines="True" у элемента Grid задает видимость сетки, по умолчанию оно равно False.
То есть у нас получится следующая картина:
Но если в предыдущем случае у нас строки и столбцы были равны друг другу, то теперь попробуем их настроить столбцы по ширине, а строки - по высоте. Есть несколько вариантов настройки размеров.
Здесь столбец или строка занимает то место, которое им нужно
<ColumnDefinition Width="Auto" />
<RowDefinition Height="Auto" />
В данном случае высота и ширина указываются в единицах, независимых от устройства:
<ColumnDefinition Width="150" />
<RowDefinition Height="150" />
Также абсолютные размеры можно задать в пикселях, дюймах, сантиметрах или точках:
- пиксели: px
- дюймы: in
- сантиметры: cm
- точки: pt (точка в вёрстке это не точка на экране, а 1/72 дюйма)
Например,
<ColumnDefinition Width="1 in" />
<RowDefinition Height="10 px" />
Например, ниже задаются два столбца, второй из которых имеет ширину в четверть от ширины первого:
<ColumnDefinition Width="*" />
<ColumnDefinition Width="0.25*" />
Если строка или столбец имеет высоту, равную *
, то данная строка или столбце будет занимать все оставшееся место. Если у нас есть несколько сток или столбцов, высота которых равна *
, то все доступное место делится поровну между всеми такими сроками и столбцами. Использование коэффициентов (0.25*
) позволяет уменьшить или увеличить выделенное место на данный коэффициент. При этом все коэффициенты складываются (коэффициент *
аналогичен 1*
) и затем все пространство делится на сумму коэффициентов.
Например, если у нас три столбца:
<ColumnDefinition Width="*" />
<ColumnDefinition Width="0.5*" />
<ColumnDefinition Width="1.5*" />
В этом случае сумма коэффициентов равна 1* + 0.5* + 1.5* = 3*
. Если у нас грид имеет ширину 300 единиц, то для коэфициент 1*
будет соответствовать пространству 300 / 3 = 100 единиц. Поэтому первый столбец будет иметь ширину в 100 единиц, второй - 100*0.5=50 единиц, а третий - 100 * 1.5 = 150 единиц.
Можно комбинировать все типы размеров. В этом случае от ширины/высоты грида отнимается ширина/высота столбцов/строк с абсолютными или автоматическими размерами, и затем оставшееся место распределяется между столбцами/строками с пропорциональными размерами:
Элемент GridSplitter помогает создавать интерфейсы наподобие элемента SplitContainer в WinForms, только более функциональные. Он представляет собой некоторый разделитель между столбцами или строками, путем сдвига которого можно регулировать ширину столбцов и высоту строк. В качестве примера можно привести стандартный интерфейс проводника в Windows, где разделительная полоса отделяет древовидный список папок от панели со списком файлов. Например,
<Grid>
<Grid.ColumnDefinitions>
<ColumnDefinition Width="*" />
<ColumnDefinition Width="Auto" />
<ColumnDefinition Width="*" />
</Grid.ColumnDefinitions>
<Button
Grid.Column="0"
Content="Левая кнопка" />
<GridSplitter
Grid.Column="1"
ShowsPreview="False"
Width="3"
HorizontalAlignment="Center"
VerticalAlignment="Stretch" />
<Button
Grid.Column="2"
Content="Правая кнопка" />
</Grid>
Двигая центральную линию, разделяющую правую и левую части, мы можем устанавливать их ширину.
Итак, чтобы использовать элемент GridSplitter, нам надо поместить его в ячейку в Gride. По сути это обычный элемент, такой же, как кнопка. Как выше, у нас три ячейки (так как три столбца и одна строка), и GridSplitter помещен во вторую ячейку. Обычно строка или столбец, в которые помещают элемент, имеет для свойств Height или Width значение Auto.
Если у нас несколько строк, и мы хотим, чтобы разделитель распространялся на несколько строк, то мы можем задать свойство Grid.RowSpan:
<Grid.ColumnDefinitions>
<ColumnDefinition Width="*" />
<ColumnDefinition Width="Auto" />
<ColumnDefinition Width="*" />
</Grid.ColumnDefinitions>
<Grid.RowDefinitions>
<RowDefinition></RowDefinition>
<RowDefinition></RowDefinition>
</Grid.RowDefinitions>
<GridSplitter
Grid.Column="1"
Grid.RowSpan="2"
ShowsPreview="False"
Width="3"
HorizontalAlignment="Center"
VerticalAlignment="Stretch" />
В случае, если мы задаем горизонтальный разделитель, то тогда соответственно надо использовать свойство Grid.ColumnSpan
Затем нам надо настроить свойства. Во-первых, надо настроить ширину (Width) для вертикальных сплитеров и высоту (Height) для горизонтальных. Если не задать соответствующее свойство, то сплитер мы не увидим, так как он изначально очень мал.
Затем нам надо задать выравнивание. Если мы хотим, что сплитер заполнял всю высоту доступной области (то есть если у нас вертикальный сплитер), то нам надо установить для свойства VerticalAlignment значение Stretch.
Если же у нас горизонтальный сплитер, то надо установить свойство HorizontalAlignment в Stretch
Также в примере выше используется свойство ShowsPreview. Если оно равно False, то изменение границ кнопок будет происходить сразу же при перемещении сплитера. Если же оно равно True, тогда изменение границ будет происходить только после того, как перемещение сплитера завершится, и при перемещении сплиттера мы увидим его проекцию.
Это более простой элемент компоновки. Он располагает все элементы в ряд либо по горизонтали, либо по вертикали в зависимости от ориентации. Например,
<Grid>
<StackPanel>
<Button Background="Blue" Content="1" />
<Button Background="White" Content="2" />
<Button Background="Red" Content="3" />
</StackPanel>
</Grid>
В данном случае для свойства Orientation по умолчанию используется значение Vertical, то есть StackPanel создает вертикальный ряд, в который помещает все вложенные элементы сверху вниз. Мы также можем задать горизонтальный стек. Для этого нам надо указать свойство Orientation="Horizontal":
<StackPanel Orientation="Horizontal">
<Button Background="Blue" MinWidth="30" Content="1" />
<Button Background="White" MinWidth="30" Content="2" />
<Button Background="Red" MinWidth="30" Content="3" />
</StackPanel>
При горизонтальной ориентации все вложенные элементы располагаются слева направо. Если мы хотим, чтобы наполнение стека начиналось справа налево, то нам надо задать свойство FlowDirection: <StackPanel Orientation="Horizontal" FlowDirection="RightToLeft">
. По умолчанию это свойство имеет значение LeftToRight - то есть слева направо.
Эта панель, подобно StackPanel, располагает все элементы в одной строке или колонке в зависимости от того, какое значение имеет свойство Orientation - Horizontal или Vertical. Главное отличие от StackPanel - если элементы не помещаются в строке или столбце, создаются новые столбец или строка для не поместившихся элементов.
<Window x:Class="LayoutApp.MainWindow"
xmlns="http://schemas.microsoft.com/winfx/2006/xaml/presentation"
xmlns:x="http://schemas.microsoft.com/winfx/2006/xaml"
xmlns:d="http://schemas.microsoft.com/expression/blend/2008"
xmlns:mc="http://schemas.openxmlformats.org/markup-compatibility/2006"
xmlns:local="clr-namespace:LayoutApp"
mc:Ignorable="d"
Title="WrapPanel" Height="250" Width="300">
<WrapPanel>
<Button Background="AliceBlue" Content="Кнопка 1" />
<Button Background="Blue" Content="Кнопка 2" />
<Button Background="Aquamarine" Content="Кнопка 3" Height="30"/>
<Button Background="DarkGreen" Content="Кнопка 4" Height="20"/>
<Button Background="LightGreen" Content="Кнопка 5"/>
<Button Background="RosyBrown" Content="Кнопка 6" Width="80" />
<Button Background="GhostWhite" Content="Кнопка 7" />
</WrapPanel>
</Window>
В горизонтальном стеке те элементы, у которых явным образом не установлена высота, будут автоматически принимать высоту самого большого элемента из стека.
Вертикальный WrapPanel делается аналогично:
<WrapPanel Orientation="Vertical">
<Button Background="AliceBlue" Content="Кнопка 1" Height="50" />
<Button Background="Blue" Content="Кнопка 2" />
<Button Background="Aquamarine" Content="Кнопка 3" Width="60"/>
<Button Background="DarkGreen" Content="Кнопка 4" Width="80"/>
<Button Background="LightGreen" Content="Кнопка 5"/>
<Button Background="RosyBrown" Content="Кнопка 6" Height="80" />
<Button Background="GhostWhite" Content="Кнопка 7" />
<Button Background="Bisque" Content="Кнопка 8" />
</WrapPanel>
В вертикальном стеке элементы, у которых явным образом не указана ширина, автоматически принимают ширину самого широкого элемента.
Мы также можем установить для всех вложенных элементов какую-нибудь определенную ширину (с помощью свойства ItemWidth) или высоту (свойство ItemHeight):
<WrapPanel ItemHeight="30" ItemWidth="80" Orientation="Horizontal">
<Button Background="AliceBlue" Content="1" />
<Button Background="Blue" Content="2" />
<Button Background="Aquamarine" Content="3"/>
<Button Background="DarkGreen" Content="4"/>
<Button Background="LightGreen" Content="5"/>
<Button Background="AliceBlue" Content="6" />
<Button Background="Blue" Content="7" />
</WrapPanel>
Для добавления ресурсов в проект можно создать в нём каталог (кликнуть правой кнопкой мышки на название проекта и выбрать Добавить - Создать папку) и скопировать в него нужный ресурс, в нашем случае картинку.
Обратите внимание, копировать нужно именно в интерфейсе Visual Studio, а не средствами ОС, иначе VS будет искать ресурс не в папке проекта, а в текущей папке VS.
И добавим картинку в сетку:
...
<Image
Source="./img/simon.png"
VerticalAlignment="Top"/>
</Grid>
Атрибут VerticalAlignment устанавливает вертикальное выравнивание элемента относительно предка (Grid-а).
Атрибут Grid.ColumnSpan (есть и RowSpan) позволяет разместить элемент не в одной ячейке Grid-a, а "размазать" на несколько. Например, можно сделать фоновую картинку (как в примере ниже) или горизонтальное меню в верхней строке.
<Image
Source="./img/simon.png"
VerticalAlignment="Top"
Grid.ColumnSpan="3"/>
Библиотеки классов | Содержание | Привязка (Binding) |