-
Notifications
You must be signed in to change notification settings - Fork 0
/
Copy pathrbtree.h
445 lines (347 loc) · 21 KB
/
rbtree.h
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
181
182
183
184
185
186
187
188
189
190
191
192
193
194
195
196
197
198
199
200
201
202
203
204
205
206
207
208
209
210
211
212
213
214
215
216
217
218
219
220
221
222
223
224
225
226
227
228
229
230
231
232
233
234
235
236
237
238
239
240
241
242
243
244
245
246
247
248
249
250
251
252
253
254
255
256
257
258
259
260
261
262
263
264
265
266
267
268
269
270
271
272
273
274
275
276
277
278
279
280
281
282
283
284
285
286
287
288
289
290
291
292
293
294
295
296
297
298
299
300
301
302
303
304
305
306
307
308
309
310
311
312
313
314
315
316
317
318
319
320
321
322
323
324
325
326
327
328
329
330
331
332
333
334
335
336
337
338
339
340
341
342
343
344
345
346
347
348
349
350
351
352
353
354
355
356
357
358
359
360
361
362
363
364
365
366
367
368
369
370
371
372
373
374
375
376
377
378
379
380
381
382
383
384
385
386
387
388
389
390
391
392
393
394
395
396
397
398
399
400
401
402
403
404
405
406
407
408
409
410
411
412
413
414
415
416
417
418
419
420
421
422
423
424
425
426
427
428
429
430
431
432
433
434
435
436
437
438
439
440
441
442
443
444
445
////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////
/// \file
/// \brief Определение классов красно-черного дерева
/// \author Kupchenko Viktor
/// \version 0.1.0
/// \date 01.05.2017
/// This is a part of the course "Algorithms and Data Structures"
/// provided by the School of Software Engineering of the Faculty
/// of Computer Science at the Higher School of Economics.
///
/// "Реализация" соответствующих методов располагается в файле rbtree.hpp.
///
////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////
#ifndef RBTREE_WITH_DELETION
#define RBTREE_WITH_DELETION
namespace xi
{
// Предварительное описание
template<typename Element, typename Compar>
class RBTree;
/** \brief Класс-интерфейс, описывающий коллбек-слушателя для событий, происходящих с деревом.
*
* Реализация этого интерфейса и передача его
*/
template<typename Element, typename Compar>
class IRBTreeDumper
{
public:
// Объявление типов дерева и узла для упрощения доступа
typedef RBTree<Element, Compar> TTree;
typedef typename RBTree<Element, Compar>::Node TTreeNode;
public:
/** \brief Типы событий, на которые реагируем дампер. */
enum RBTreeDumperEvent
{
DE_AFTER_LROT, ///< После осуществления левого поворота.
DE_AFTER_RROT, ///< После осуществления правого поворота.
DE_AFTER_BST_INS, ///< После вставки элемента в BST без перебалансировки.
DE_AFTER_INSERT, ///< После вставки элемента в RBT и перебалансировки.
DE_AFTER_RECOLOR1, ///< После перекраски папы, дедушки и дяди по случаю 1.
DE_AFTER_RECOLOR3D, ///< После перекраски папы случаю 3.
DE_AFTER_RECOLOR3G, ///< После перекраски дедушки случаю 3.
// если дерево строится с операцией удаления, тогда еще и ...
#ifdef RBTREE_WITH_DELETION
DE_AFTER_BST_REMOVE, ///< После удаления элемента из BST без перебалансировки.
DE_AFTER_REMOVE, ///< После удаления элемента из RBT и перебалансировки.
// TODO: сюда при желании можно добавить события, связанные с перекрасной при удалении
#endif
};
public:
// события
/** \brief Событие, происходящее с деревом. */
virtual void rbTreeEvent(RBTreeDumperEvent ev, TTree *tr, TTreeNode *nd) = 0;
protected:
~IRBTreeDumper()
{};
}; // class RBTreeDumper
template<typename, typename>
class RBTreeTest;
/** \brief Главный класс красно-черного дерева.
*
* \tparam Element Определяет тип элементов, хранимых в дереве (тж. ключ, key).
* \tparam Compar Функтор, выполняющий сравнение элементов для определения порядка. По умолчанию
* реализуется стандартным компаратором \c std::less.
*/
template<typename Element, typename Compar = std::less<Element> >
class RBTree
{
public:
// Типы на экспорт
/** \brief Тип цвета узла дерева. */
enum Color
{
BLACK,
RED
};
/** \brief Узел КЧД.
*
* Большая часть элементов класса является закрытой для внешнего мира и доступной только
* для самого узла и его потомков. Это сделано с целью инкапсуляции, а само дерево объявлено
* по отношению к данному классу дружественным, чтобы оно имело доступ к своим узлам.
*/
class Node
{
// Дерево имеет полный доступ к реализации узла!
friend class RBTree<Element, Compar>;
// Специальный подход, позволяющий следующему (шаблонному) классу иметь доступ
// к закрытым членам для их тестирования.
template<typename, typename>
friend
class RBTreeTest;
public:
/** \brief Определяет варианты принадлежности узла относительно родителя. */
enum WhichChild
{
LEFT, ///< левый потомок
RIGHT, ///< правый потомок
NONE ///< вообще не потомок
};
public:
/** \brief Возвращает константный указатель на левый дочерний узел. */
const Node *getLeft() const
{ return _left; }
/** \brief Возвращает константный указатель на правый дочерний узел. */
const Node *getRight() const
{ return _right; }
/** \brief Возвращает константный указатель на родительский узел. */
const Node *getParent() const
{ return _parent; }
/** \brief Возвращает цвет узла. */
Color getColor() const
{ return _color; }
/** \brief Возвращает истину, если узел черный, иначе ложь. */
bool isBlack() const
{ return _color == BLACK; }
/** \brief Возвращает истину, если узел красный, иначе ложь. */
bool isRed() const
{ return _color == RED; }
// хелперные методы получения доп информации о ноде
/** \brief Возвращает истину, если есть отец и он красный. */
bool isDaddyRed() const
{
if (!_parent)
return false;
return (_parent->isRed());
}
/** \brief Возвращает истину, если у нода есть предок, для которого нод является левым ребенком.
* Во всех остальных случаях (нет предка или правый) — ложь.
*/
bool isLeftChild() const
{
if (!_parent)
return false;
return (_parent->_left == this);
}
/** \brief Возвращает истину, если у нода есть предок, для которого нод является правым ребенком.
* Во всех остальных случаях (нет предка или левый) — ложь.
*/
bool isRightChild() const
{
if (!_parent)
return false;
return (_parent->_right == this);
}
/** \brief Определяет, является ли данный узел потомком родителя — левым, правым или не потомком. */
WhichChild getWhichChild() const
{
if (!_parent)
return NONE;
if (_parent->_left == this)
return LEFT;
return RIGHT;
}
/** \brief Возвращает константную ссылку на элемент/ключ, храняющийся в узле. */
const Element &getKey() const
{ return _key; }
protected:
Node(const Element &key = Element(),
Node *left = nullptr,
Node *right = nullptr,
Node *parent = nullptr,
Color col = BLACK)
: _key(key), _left(left), _right(right), _parent(parent), _color(col)
{
// если переданы дочерние элементы, устанавливаем себя их родителем,
// но не говорим родителю, что мы его дочерь!
if (_left)
_left->_parent = this;
if (_right)
_right->_parent = this;
}
~Node(); ///< Деструктор нода гарантированно грохнет всех потомков.
protected:
Node(const Node &); ///< КК не доступен.
Node &operator=(Node &); ///< Оператор присваивания недоступен.
protected:
/** \brief Устанавливает левого потомка в \c lf. Если потомок не ноль, делает
* для него текущий нод родителем, а у его предка отключает дочернюю связь.
*/
Node *setLeft(Node *lf);
/** \brief Устанавливает правого потомка в \c rg аналогично левому.
*
* <b style='color:orange'>Для реализации студентами.</b>
*/
Node *setRight(Node *rg);
/** \brief Делает узел черным. */
void setBlack()
{ _color = BLACK; }
/** \brief Делает узел красным. */
void setRed()
{ _color = RED; }
// хелперные методы получение родственничков
/** \brief Еще один метод получение папочки: если он есть, возвращает по значению и устанавливает
* значение флага isLeftChild в истину, если данный ребенок левый, иначе в ложь. Если папы нет,
* возвращает null
*/
Node *getDaddy(bool &isLeftChild)
{
if (!_parent)
return nullptr;
// определяем, левый ли this детеныш
isLeftChild = (_parent->_left == this);
return _parent;
}
/** \brief Возвращает ребенка этого узла: (isLeft) — левого, иначе правого. */
Node *getChild(bool isLeft)
{ return isLeft ? _left : _right; }
/** \brief Проверяет, является ли данный узел "правильным" потомком для существующего
* (без проверки) родителя. Для (isLeft) "правильным" является левый узел, для
* (!isLeft) — правый.
* \returns возвращает истину, если проверяемый узел является "правильным".
*/
bool isSpecificChildPrv(bool isLeft) const
{
// проверяем, является ли левым узлом
if (isLeft)
return (_parent->_left == this);
// иначе проверяем, является ли правым узлом
return (_parent->_right == this);
}
protected:
Element _key; ///< Несомая узлом информация.
Color _color; ///< Цвет элемента.
Node *_parent; ///< Родитель узла.
Node *_left; ///< Левый потомок.
Node *_right; ///< Правый потомок.
}; // class RBTree::Node
friend class Node;
public:
RBTree(); ///< Конструктор по умолчанию.
~RBTree(); ///< Деструктор.
public:
// Основные операции над деревом
/** \brief Вставляет элемент \c key в дерево.
*
*
* <b style='color:orange'>Для реализации студентами.</b>
*
* Т.к. дубликаты не допустимы, элемента с ключом \c key в дереве быть не должно. Если
* же такой элемент уже существует, генерируется исключительная ситуация \c std::invalid_argument.
*/
void insert(const Element &key);
#ifdef RBTREE_WITH_DELETION
/** \brief Ищет узел, соответствующий ключу \c key, и удаляет узел из дерева
* с последующей перебалансировкой.
*
* <b style='color:orange'>Для реализации студентами.</b>
*
* Если соответствующего ключа нет в дереве, генерирует исключительную ситуацию \c std::invalid_argument.
*/
void remove(const Element &key);
/** \brief Хелперный метод для удаления, заменяющий один узел другим
*
* @param before узел, который был
* @param after узел, которым надо заменить
*/
void transplant(const Node *before, Node *after);
/** \brief Осуществляет перебалансировку после удаления элемента
*
*/
void rebalanceDel(Node* cur);
#endif
/** \brief Ищет элемент \c key в дереве и возвращает соответствующий ему узел.
*
* <b style='color:orange'>Для реализации студентами.</b>
*
* \returns узел элемента \c key, если он есть в дереве, иначе \c nullptr.
*/
const Node *find(const Element &key);
/** \brief Возвращает истину, если дерево пусто, ложь иначе. */
bool isEmpty() const
{ return _root == nullptr; }
/** \brief Возвращает неизменяемый указатель на корневой элемент. */
const Node *getRoot() const
{ return _root; }
public:
// Отладочные операции
/** \brief Устанавливает отладочный дампер. */
void setDumper(IRBTreeDumper<Element, Compar> *dumper)
{ _dumper = dumper; }
/** \brief Сбрасывает отладочный дампер. */
void resetDumper()
{ _dumper = nullptr; }
protected:
/** \brief Добавляет новый узел в дерево, как в обычном BST.
*
* <b style='color:orange'>Для реализации студентами.</b>
*
* Дубликаты не разрешены, исключение то же, что и у \c insert().
* \return Указатель на новодобавленный элемент.
*/
Node *insertNewBstEl(const Element &key);
/** \brief Выполняет перебалансировку дерева после добавления нового элемента в узел \c nd.
*
* <b style='color:orange'>Для реализации студентами.</b>
*/
void rebalance(Node *nd);
/** \brief Выполняет перебалансировку локальных предков узла \c nd: папы, дяди и дедушки.
*
* <b style='color:orange'>Метод может быть реализован студентами в порядке декомпозиции.</b>
*
* \returns Новый актуальный узел, для которого могут нарушаться правила.
*/
Node *rebalanceDUG(Node *nd);
/** \brief Удаляет нод со всеми его потомками, освобождая память из-под них. */
void deleteNode(Node *nd);
/** \brief Вращает поддерево относительно узла \c nd влево.
*
* Требование: правый ребенок узла \c nd не должен быть null, иначе генерируется
* исключительная ситуация \c std::invalid_argument.
*
*/
void rotLeft(Node *nd);
/** \brief Вращает поддерево относительно узла \c nd вправо. Условия и ограничения
* аналогичны (симметрично) левому вращению.
*/
void rotRight(Node *nd);
protected:
RBTree(const RBTree &); ///< КК не доступен.
RBTree &operator=(RBTree &); ///< Оператор присваивания недоступен.
protected:
Compar _compar; ///< Компаратор сравнения двух элементов.
protected:
// Структура дерева
/** \brief Реальный корневой элемент дерева. Если \c nullptr, значит дерево пусто.
*
* NB: иногда используется реализация, где корень дерева хранится не непосредственно
* в виде выделенного узла, а в виде правого потомка специального сторожевого (sentinel)
* элемента псевдо-корня. Это позволяет несколько упростить запись алгоритма за счет того,
* что исключается необходимость проверки специальных случаев с корнем. Однако это,
* в свою очередь, требует обеспечение корректной проверки, что левый потомок сторожевого
* узла всегда будет иметь порядок -INF, что, в свою очередь, накладывает дополнительные
* ограничения на предикат сравнение элементов, поэтому в настоящей реализации не используется.
*/
Node *_root;
protected:
// Секция отладочных компонент
IRBTreeDumper<Element, Compar> *_dumper;
// Специальный подход, позволяющий следующему классу иметь доступ к закрытым членам для их тестирования.
template<typename, typename>
friend
class RBTreeTest;
}; // class RBTree
} // namespace xi
// Подключаем "реализационную" часть
#include "rbtree.hpp"
#endif